logo delf

Межрегиональная
тьюторская
ассоциация

Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь.

Координатор страницы Чувашской Республики

Ануфриева Ольга Всеволодовна

Ануфриева Ольга Всеволодовна

anufrievolga@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Должность:

  • Заместитель директора МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Чебоксары

Образование:

  • 1995 г. - Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я.Яковлева, художественно-графический факультет;
  • 2005 г. - «Интерактивные методы обучения», ЧРИО;
  • 2007 г. - «Формирование базовой ИКТ- компетентности учителя- предметника», ЧРИО;
  • 2008 г. - «Тьюторское сопровождение в образовании: опыт, проблемы, перспективы», МБОУ ЦПМСС «Содружество», Технологическая школа индивидуализации образования и тьюторства.
  • 2009 г .- "Тьюторское сопровождение учебно-воспитательного процесса с использованием технологий открытого образования",  МБОУ ЦПМСС «Содружество», Технологическая школа индивидуализации образования и тьюторства.
  • 2011 г.- курсы ПК "Развитие ДОД на основе межведомственного взаимодействия и координационной работы организаций образования, накуи, культуры, институтов гражданского общества, ИРСОТ.
  • 2012 г.- курсы в ФГАОУ ВПО "НИУ Высшая школа экономики", "Экономические и правовые механизмы финансирования по МЗ как основы повышения качества общего образования и обеспечения его независимой оценки".
  • 2014 г. - "Управление школой в условиях комплексной  модернизации системы образования", БОУДПО (ПК) С "ЧРИО".


Профессиональные интересы:

  • Инновационные технологии в системе образования и механизмы их внедрения, научно-методическое сопровождение образовательной деятельности педагогов дополнительного образования, сопровождение профессионального развития педагогов, внедрение технологий индивидуализации образования и тьюторского сопровождения в образовательный процесс учреждения, организация и проведение образовательных событий, разработка фирменного стиля официальной документации учреждения.

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Никулина Татьяна Григорьевна

Никулина Татьяна Григорьевна

nikutg@mail.ru, chromta@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, учитель русского языка и литературы.

  • Школа преподавателей менеджмента Чувашского республиканского института образования.
  • Очно-заочная школа управления человеческими ресурсами Российской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москва.
  • обучение членов региональных стратегических команд в рамках «Мегапроекта «Развитие образования в России», по модулям «Стратегический менеджмент», «Проектирование деятельности образовательных систем и учреждений», «Технология кейс-стади в образовании», «Исследовательское обеспечение развития образовательных систем и учреждений», «Профессиональное развитие взрослых», «Мониторинг в системе образования» и др.
  • Технологическая Школа тьюторства Российской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москва.

Место работы

  • Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Участие в общественных организациях

  • член межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация»,
  • член республиканского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»
  • эксперт МТА,
  • научный консультант муниципального сетевого проекта «Индивидуализация образования. Тьюторское сопровождение» (г. Чебоксары),
  • руководитель Технологической школы индивидуализации образования и тьюторства.

Профессиональные интересы:

  • Образование будущего.
  • Индивидуализация образования и тьюторское сопровождение в массовом образовании.
  • Оценка условий и результатов индивидуализации образования.
  • Экспертиза практик индивидуализации образования и тьюторских практик.
  • Внедрение технологий тьюторского сопровождения на муниципальном и региональном уровнях.
  • Тьюторское сопровождение профессионального развития руководящих и педагогических работников.
  • Формирование образовательной среды.
  • Семейное образование.
  • Современные образовательные технологии.
  • Сопровождение инновационных проектов.

Координатор страницы Чувашской Республики

Ануфриева Ольга Всеволодовна

Ануфриева Ольга Всеволодовна

anufrievolga@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Должность:

  • Заместитель директора МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Чебоксары

Образование:

  • 1995 г. - Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я.Яковлева, художественно-графический факультет;
  • 2005 г. - «Интерактивные методы обучения», ЧРИО;
  • 2007 г. - «Формирование базовой ИКТ- компетентности учителя- предметника», ЧРИО;
  • 2008 г. - «Тьюторское сопровождение в образовании: опыт, проблемы, перспективы», МБОУ ЦПМСС «Содружество», Технологическая школа индивидуализации образования и тьюторства.
  • 2009 г .- "Тьюторское сопровождение учебно-воспитательного процесса с использованием технологий открытого образования",  МБОУ ЦПМСС «Содружество», Технологическая школа индивидуализации образования и тьюторства.
  • 2011 г.- курсы ПК "Развитие ДОД на основе межведомственного взаимодействия и координационной работы организаций образования, накуи, культуры, институтов гражданского общества, ИРСОТ.
  • 2012 г.- курсы в ФГАОУ ВПО "НИУ Высшая школа экономики", "Экономические и правовые механизмы финансирования по МЗ как основы повышения качества общего образования и обеспечения его независимой оценки".
  • 2014 г. - "Управление школой в условиях комплексной  модернизации системы образования", БОУДПО (ПК) С "ЧРИО".


Профессиональные интересы:

  • Инновационные технологии в системе образования и механизмы их внедрения, научно-методическое сопровождение образовательной деятельности педагогов дополнительного образования, сопровождение профессионального развития педагогов, внедрение технологий индивидуализации образования и тьюторского сопровождения в образовательный процесс учреждения, организация и проведение образовательных событий, разработка фирменного стиля официальной документации учреждения.

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Никулина Татьяна Григорьевна

Никулина Татьяна Григорьевна

nikutg@mail.ru, chromta@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, учитель русского языка и литературы.

  • Школа преподавателей менеджмента Чувашского республиканского института образования.
  • Очно-заочная школа управления человеческими ресурсами Российской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москва.
  • обучение членов региональных стратегических команд в рамках «Мегапроекта «Развитие образования в России», по модулям «Стратегический менеджмент», «Проектирование деятельности образовательных систем и учреждений», «Технология кейс-стади в образовании», «Исследовательское обеспечение развития образовательных систем и учреждений», «Профессиональное развитие взрослых», «Мониторинг в системе образования» и др.
  • Технологическая Школа тьюторства Российской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москва.

Место работы

  • Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Участие в общественных организациях

  • член межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация»,
  • член республиканского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»
  • эксперт МТА,
  • научный консультант муниципального сетевого проекта «Индивидуализация образования. Тьюторское сопровождение» (г. Чебоксары),
  • руководитель Технологической школы индивидуализации образования и тьюторства.

Профессиональные интересы:

  • Образование будущего.
  • Индивидуализация образования и тьюторское сопровождение в массовом образовании.
  • Оценка условий и результатов индивидуализации образования.
  • Экспертиза практик индивидуализации образования и тьюторских практик.
  • Внедрение технологий тьюторского сопровождения на муниципальном и региональном уровнях.
  • Тьюторское сопровождение профессионального развития руководящих и педагогических работников.
  • Формирование образовательной среды.
  • Семейное образование.
  • Современные образовательные технологии.
  • Сопровождение инновационных проектов.

Координатор страницы Чувашской Республики

Ануфриева Ольга Всеволодовна

Ануфриева Ольга Всеволодовна

anufrievolga@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Должность:

  • Заместитель директора МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Чебоксары

Образование:

  • 1995 г. - Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я.Яковлева, художественно-графический факультет;
  • 2005 г. - «Интерактивные методы обучения», ЧРИО;
  • 2007 г. - «Формирование базовой ИКТ- компетентности учителя- предметника», ЧРИО;
  • 2008 г. - «Тьюторское сопровождение в образовании: опыт, проблемы, перспективы», МБОУ ЦПМСС «Содружество», Технологическая школа индивидуализации образования и тьюторства.
  • 2009 г .- "Тьюторское сопровождение учебно-воспитательного процесса с использованием технологий открытого образования",  МБОУ ЦПМСС «Содружество», Технологическая школа индивидуализации образования и тьюторства.
  • 2011 г.- курсы ПК "Развитие ДОД на основе межведомственного взаимодействия и координационной работы организаций образования, накуи, культуры, институтов гражданского общества, ИРСОТ.
  • 2012 г.- курсы в ФГАОУ ВПО "НИУ Высшая школа экономики", "Экономические и правовые механизмы финансирования по МЗ как основы повышения качества общего образования и обеспечения его независимой оценки".
  • 2014 г. - "Управление школой в условиях комплексной  модернизации системы образования", БОУДПО (ПК) С "ЧРИО".


Профессиональные интересы:

  • Инновационные технологии в системе образования и механизмы их внедрения, научно-методическое сопровождение образовательной деятельности педагогов дополнительного образования, сопровождение профессионального развития педагогов, внедрение технологий индивидуализации образования и тьюторского сопровождения в образовательный процесс учреждения, организация и проведение образовательных событий, разработка фирменного стиля официальной документации учреждения.

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Никулина Татьяна Григорьевна

Никулина Татьяна Григорьевна

nikutg@mail.ru, chromta@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, учитель русского языка и литературы.

  • Школа преподавателей менеджмента Чувашского республиканского института образования.
  • Очно-заочная школа управления человеческими ресурсами Российской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москва.
  • обучение членов региональных стратегических команд в рамках «Мегапроекта «Развитие образования в России», по модулям «Стратегический менеджмент», «Проектирование деятельности образовательных систем и учреждений», «Технология кейс-стади в образовании», «Исследовательское обеспечение развития образовательных систем и учреждений», «Профессиональное развитие взрослых», «Мониторинг в системе образования» и др.
  • Технологическая Школа тьюторства Российской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москва.

Место работы

  • Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Участие в общественных организациях

  • член межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация»,
  • член республиканского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»
  • эксперт МТА,
  • научный консультант муниципального сетевого проекта «Индивидуализация образования. Тьюторское сопровождение» (г. Чебоксары),
  • руководитель Технологической школы индивидуализации образования и тьюторства.

Профессиональные интересы:

  • Образование будущего.
  • Индивидуализация образования и тьюторское сопровождение в массовом образовании.
  • Оценка условий и результатов индивидуализации образования.
  • Экспертиза практик индивидуализации образования и тьюторских практик.
  • Внедрение технологий тьюторского сопровождения на муниципальном и региональном уровнях.
  • Тьюторское сопровождение профессионального развития руководящих и педагогических работников.
  • Формирование образовательной среды.
  • Семейное образование.
  • Современные образовательные технологии.
  • Сопровождение инновационных проектов.

Библиотека тьютера

Координатор страницы Чувашской Республики

Ануфриева Ольга Всеволодовна

Ануфриева Ольга Всеволодовна

anufrievolga@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Должность:

  • Заместитель директора МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Чебоксары

Образование:

  • 1995 г. - Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я.Яковлева, художественно-графический факультет;
  • 2005 г. - «Интерактивные методы обучения», ЧРИО;
  • 2007 г. - «Формирование базовой ИКТ- компетентности учителя- предметника», ЧРИО;
  • 2008 г. - «Тьюторское сопровождение в образовании: опыт, проблемы, перспективы», МБОУ ЦПМСС «Содружество», Технологическая школа индивидуализации образования и тьюторства.
  • 2009 г .- "Тьюторское сопровождение учебно-воспитательного процесса с использованием технологий открытого образования",  МБОУ ЦПМСС «Содружество», Технологическая школа индивидуализации образования и тьюторства.
  • 2011 г.- курсы ПК "Развитие ДОД на основе межведомственного взаимодействия и координационной работы организаций образования, накуи, культуры, институтов гражданского общества, ИРСОТ.
  • 2012 г.- курсы в ФГАОУ ВПО "НИУ Высшая школа экономики", "Экономические и правовые механизмы финансирования по МЗ как основы повышения качества общего образования и обеспечения его независимой оценки".
  • 2014 г. - "Управление школой в условиях комплексной  модернизации системы образования", БОУДПО (ПК) С "ЧРИО".


Профессиональные интересы:

  • Инновационные технологии в системе образования и механизмы их внедрения, научно-методическое сопровождение образовательной деятельности педагогов дополнительного образования, сопровождение профессионального развития педагогов, внедрение технологий индивидуализации образования и тьюторского сопровождения в образовательный процесс учреждения, организация и проведение образовательных событий, разработка фирменного стиля официальной документации учреждения.

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Никулина Татьяна Григорьевна

Никулина Татьяна Григорьевна

nikutg@mail.ru, chromta@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, учитель русского языка и литературы.

  • Школа преподавателей менеджмента Чувашского республиканского института образования.
  • Очно-заочная школа управления человеческими ресурсами Российской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москва.
  • обучение членов региональных стратегических команд в рамках «Мегапроекта «Развитие образования в России», по модулям «Стратегический менеджмент», «Проектирование деятельности образовательных систем и учреждений», «Технология кейс-стади в образовании», «Исследовательское обеспечение развития образовательных систем и учреждений», «Профессиональное развитие взрослых», «Мониторинг в системе образования» и др.
  • Технологическая Школа тьюторства Российской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москва.

Место работы

  • Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Участие в общественных организациях

  • член межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация»,
  • член республиканского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»
  • эксперт МТА,
  • научный консультант муниципального сетевого проекта «Индивидуализация образования. Тьюторское сопровождение» (г. Чебоксары),
  • руководитель Технологической школы индивидуализации образования и тьюторства.

Профессиональные интересы:

  • Образование будущего.
  • Индивидуализация образования и тьюторское сопровождение в массовом образовании.
  • Оценка условий и результатов индивидуализации образования.
  • Экспертиза практик индивидуализации образования и тьюторских практик.
  • Внедрение технологий тьюторского сопровождения на муниципальном и региональном уровнях.
  • Тьюторское сопровождение профессионального развития руководящих и педагогических работников.
  • Формирование образовательной среды.
  • Семейное образование.
  • Современные образовательные технологии.
  • Сопровождение инновационных проектов.

Чувашское региональное отделение МТА

Здравствуйте, друзья! Приветствуем вас на странице нашего региона.

Читайте наши новости, задавайте вопросы, пишите комментарии, будем рады общению.

Центр развития тьюторских практик кафедры педагогики и практической психологии института образования планирует регулярно представлять педагогическому сообществу республики работы педагогов тьюторских площадок.

Тьюторская площадка МБДОУ «Детский сад №45» г. Чебоксары работает с 2014 года. В апреле 2018 года состоялась экспертиза практики индивидуализации детского сада. Заключительное решение по экспертизе, представленной детским садом практики, будет   сделано в августе 2018 года на заседании Правления МТА. А пока педагоги детского сада активно продолжают работу по реализации принципа индивидуализации в своем детском саду. Очередным событием для дошколят стала знакомство с культурой и традициями Японии.

У Японии в гостях. Технологии открытого образования в работе с детьми.

Педагоги МБДОУ «Детский сад №45» г. Чебоксары поставили перед собой задачу - включение в образовательную деятельность принципа индивидуализации, освоение и популяризации технологий открытого образования в работе с детьми дошкольного возраста. Новой темой для привлечения воспитанников к активному выбору содержания своего образования стала тема культуры и традиций Японии.

2018 год в России объявлен годом Японии. Педагоги рассказали воспитанникам об островном государстве, об особенностях их культуры, восприятии мира. Приглашённый в дошкольное учреждение поклонник японской культуры и борьбы «Айкидо», преподаватель японского языка, поделился с ребятами своими знаниями. Рассказ Александра Генералова о Японии сопровождался демонстрацией роликов и показом приёмов боевого искусства. Проведённые мероприятия послужили импульсом к проявлению детской инициативы, результатом которой стали проекты дошколят. Проявив самостоятельность и настойчивость, дети подключили к работе не только родителей, организовав работу над личными проектами, но и музыкального руководителя для постановки колоритного танца.

Результатом детской деятельности стало новое событие «У Японии в гостях». Гостями на нём были родители, педагоги, Александр Генералов и сами дети. Подготовленные детьми выступления произвели на присутствующих яркое впечатление, а Александр показал дошкольникам настоящую «чайную церемонию».

Дети очень живо и радостно работали, проявив инициативу, сумели удовлетворить свои образовательные интересы и получить массу удовольствия от самостоятельно выполненной работы.

Э.В.Полынкина, старший воспитатель детского сада,

координатор тьюторской площадки

В рамках республиканского проекта «Тьютор для особых детей» (приказ № 5 от 12.01.18 г. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии; приказ МО и МП ЧР № 907 от 06.06.18 «О реализации республиканского проекта «Тьютор для особых детей») 7 июня 2018 года состоялся первый тьюториал, который проводился с целью осмысления и осознания участниками проекта ключевых идей и содержания проекта, согласования целей, задач и ожидаемых результатов проекта, а также для знакомства с моделью сопровождения профессионального развития участников проекта.

            В тьюториале приняли 22 человека. Среди них организаторы проекта, ведущие консультанты Ресурсной службы проекта, организаторы Школы родителей для детей с ОВЗ, руководители и участники опорных профессиональных площадок и педагоги, участники проекта.     Руководитель проекта Т. Никулина еще раз напомнила участникам проекта цели, задачи и содержание проекта, а также предложила к обсуждению модель сопровождения профессионального развития тьюторов, работающих в этой должности и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но не являющихся тьюторами.

            Ведущие консультанты проекта Е.Ю.Осипова и Т.Н.Удина сообщили участникам проекта о тех семинарах, тренингах, консультациях, которые предлагается провести в рамках проекта, но основная часть ресурсных семинаров, вебинаров и консультаций будут проводиться по запросу участников проекта.

            О работе Школы родителей для детей с ОВЗ и ее возможностях рассказали координатор проекта Е.А.Гаврилова, руководитель Школы, Е.А.Михеева, тьютор-навигатор проекта, Н.В.Волчкова, руководитель одной из опорных профессиональных площадок, задача которой заключается в реализации модели активации субъектной позиции родителей. Координатор проекта Т.Н.Иванова рассказала об апробации модели клубной деятельности для детей с ОВЗ. Т.Н.Удина рассказала о том, как будут организованы для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, групповые психотерапевтические сессии на тему: "Необычное исследование внутреннего потенциала для улучшения качества жизни"!

            Завершился тьюториал формированием тьюторских групп участников проекта и обсуждением возможных вариантов индивидуальных программ профессионального развития. Следующий тьюториал состоится в августе 2018 года. Более детально о содержании работы тьюториала Вы можете узнать из презентации.

Центр развития тьюторских практик

кафедры педагогики и практической психологии

института образования

Республиканский проект «Тьютор для особых детей» реализуется с октября 2016 года на базе БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. Основанием для разработки и реализации проекта послужил дефицит подготовленных специалистов в области тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы подготовки тьюторов и/или педагогов с тьюторскими компетенциями является ключевой идеей проекта.

Цель проекта:профессиональное развитие тьюторов и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного и интегрированного образования.

Сроки реализации проекта: октябрь 2016 года – май 2019 года. Проект планируется реализовать в 4 этапа (подготовительный этап - октябрь 2016г. - май 2017 г.; обучающий – май 2017г. - май 2018 г; практический – июнь 2018г. – апрель 2019 г.; заключительный – май 2019г.)

Организатор проекта: Центр развития тьюторских практик кафедры педагогики и практической психологии БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования «Минобразования Чувашии.

Руководитель проекта (приказ № 5 БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии от 12.01.18): Никулина Татьяна Григорьевна, тьютор Центра развития тьюторских практик кафедры педагогики и практической психологии.

Координаторы проекта (приказ № 5 БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии 12.01.18):

Гаврилова Елена Аликовна, старший воспитатель БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья 3» Минобразования Чувашии;

Иванова Татьяна Николаевна, тьютор БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья 3» Минобразования Чувашии.

Ведущие консультанты проекта - Трофимова Валентина Ивановна, заведующий кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии; Осипова Евгения Юрьевна, директор БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа № 3» Минобразования Чувашии; Удина Татьяна Николаевна, директор МБУ «Центр ППМСС «Содружество» г.Чебоксары.

Соорганизаторы проекта:

1.Чувашское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (руководитель Т.Г.Никулина);

2. Кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования института образования (зав.кафедрой В.И.Трофимова);

3. МБУ «Центр ППМСС «Содружество» г.Чебоксары Чувашской Республики (директор Т.Н.Удина);

4. БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья 3» Минобразования Чувашии (директор Е.Ю.Осипова);

5. МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары Чувашской Республики (директор И.В.Исаева);

6. МАДОУ «Детский сад 7 «Созвездие» г. Чебоксары Чувашской Республики (заведующий Н.В.Спиридонова).

Участники проекта:

1.Образовательные организации Чувашской Республики, реализующие адаптированные образовательные программы, адаптированные основные общеобразовательные программы и образовательные организации, реализующие инклюзивные практики, представители которых являются участниками проекта;

2.Тьюторы, сопровождающие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного образования, имеющие удостоверение установленного образца, свидетельствующего об освоении программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа, направленной на изучение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью;

3.Специалисты сопровождения (педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и т.д.),  имеющие удостоверение установленного образца, свидетельствующего об освоении программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа, направленной на изучение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью;

4.Педагогические работники (социальные педагоги, учителя-предметники, воспитатели, классные руководители и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ и инвалидностью, имеющие удостоверение установленного образца, свидетельствующего об освоении программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа, направленной на изучение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью;

5.Родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью.

Опорные профессиональные площадки проекта:

  • БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья 3» Минобразования Чувашии (директор Е.Ю.Осипова);
    • МАДОУ «Детский сад 7 «Созвездие» г. Чебоксары (заведующий Н.В.Спиридонова);
    • МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары (директор И.В.Исаева);
  • МБДОО «Детский сад № 7 общеразвивающего вида «Солнечный город» Цивильского района Чувашской Республики (заведующий Н.В.Волчкова).

Промежуточные результаты реализации первого и второго этапов проекта

На первом, подготовительном этапе (октябрь 2016 года – май 2017 года):

- разработана и экспертирована дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Тьютор в инклюзии в условиях ФГОС»; данная программа предлагает освоение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, имеющих разные типы нарушений;

- разработана модель профессионального развития педагогических работников,   работающих детей с ОВЗ и инвалидностью;

-разработана программа сопровождения тьюторов, специалистов сопровождения и педагогов, работающих детей с ОВЗ и инвалидностью, на этапе становления в должности «тьютор» и/или на этапе формирования тьюторских компетенций;

- сформирован состав опорных профессиональных площадок;

-на стадии разработки находится Навигатор участника проекта и учебно-методический комплекс (УМК) для обеспечения сопровождения тьюторов, специалистов сопровождения и педагогических работников образовательных организаций по тьюторскому сопровождению детей ОВЗ и инвалидностью;

- сформирован пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность тьютора;

- организована в рамках республиканского тьюторского бенчмаркинг-салона «Живая практика. Лучшее» работа тьюторской гостиной для тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ (31.11.17 -01.12.17).

На втором, обучающем этапе (май 2017 года – май 2018 года):

- проведена курсовая подготовка тьюторов, специалистов сопровождения и педагогических работников образовательных организаций для реализации задач тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью с получением удостоверения установленного образца на 72 часа (июнь 2017 года - подготовлена - 24 человека, январь 2018 года – 23 человека; апрель 2018 года – 20 человек). Итого 67 человек.

Проведена серия обучающих семинаров (30.10.17; 31.11.12; 07.02.18; 02.04.18, 27.04.18) на базе опорной профессиональной площадки БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья 3» Минобразования Чувашии и МАДОУ «Детский сад № 7 «созвездие» г.Чебоксары.

- сформирована группа участников проекта (3 тьютора-супервизора, 7 тьюторов, 14 педагогов, развивающих тьюторские компетенции).

Модель сопровождения профессионального развития тьюторов и/или педагогов, развивающих тьюторские компетенции (в кратком изложении).

        В процессе реализации проекта будут учитываться особенности качественного состава участников проекта, формально состоящего из двух групп. В первой группе участников – тьюторы, то есть педагогические работники, работающие в должности «тьютор». Их на сегодня наименьшее количество. Во второй группе - специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и т.д.) и педагоги, являющиеся воспитателями групп детского сада, классные руководители, работающие в классных коллективах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

         Для реализации в рамках проекта предлагается модель сопровождения профессионального развития тьюторов, специалистов сопровождения и педагогов, работающих в условиях инклюзивного и интегрированного образования, направленная на осуществление трех процессов:

  1. Процесс первый - освоение тьюторами, специалистами сопровождения и педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Тьютор в условиях инклюзивного и интегрированного образования» (3 группы, 60-75 человек); данная программа предлагает освоение технологий сопровождения детей с ОВЗ, имеющих разные типы нарушений, с учетом требований ФГОС ОВЗ.

2.Процесс второй - обеспечение сопровождения профессионального развития тьюторов, специалистов сопровождения и педагогов на этапе становления в новой должности «тьютор» и на этапе формирования тьюторских компетенций в формате профессиональных (тьюторских) проб и стажировок. Сопровождение планируется осуществлять только по отношению к педагогам, получившим удостоверения установленного образца (освоение программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа), добровольно вошедшими в проект «Тьютор для особых детей». Предполагается работа с группой подготовленных специалистов в 15-25 человек.

          Участникам проекта предстоит в условиях реальной практики осуществить профессиональные (тьюторские) пробы в количестве от 3-х до 5 проб, включая в обязательном порядке пробы сопровождения детей (1-3 пробы) и пробы работы с родителями (1 проба). А также на выбор 1 профессиональную пробу работы со специалистами, сопровождающими ребенка с особенностями (с командой сопровождения) или 1 профессиональную пробу работы с ребенком и родителями в формате «клубной деятельности».

          Далее участники проекта в добровольном порядке могут представить, подготовив и описав на основе проведенных проб авторскую практику тьюторского сопровождения детей с ОВЗ. На этом этапе реализации проекта с педагогами будет организованна специальная работа по обучению их письменному оформлению авторских практик. Лучшие практики будут предложены на рассмотрение федеральным экспертам Правления МТА.

          Завершится третий практический этап реализации проекта представлением авторских практик на межрегиональном тьюторском форуме «Тьюторство для особых детей», где участникам форума, включая представителей других регионов, будет предложено знакомство с практиками сопровождения одаренных детей и детей с особенностями развития.

3.Процесс третий - обеспечение сопровождения опорных профессиональных площадок проекта, на базе которых будет осуществляться основная практическая деятельность проекта, а в постпроектный период возможна организация стажировок для тьюторов и педагогов других образовательных организаций.

          Модель сопровождения профессионального развития тьюторов/педагогов на этапе его становления в должности «тьютор» и/или на этапе формирования тьюторских компетенций планируется осуществить каскадным методом. Механизм каскадного сопровождения тьюторов/педагогов предполагает следующее:

  • формирование группы тьюторов-супервизоров (3 человека);
  • формирование специальной группы - тьюторов в составе 5-7 человек, обеспечивающих сопровождение участников проекта;
  • формирование 5-7 микрогрупп педагогов из участников проекта (по 2-3 человека в группе), сопровождение которых обеспечивают тьюторы из числа специальной группы тьюторов.

         В рамках данной модели создается Ресурсная служба проекта, объединяющая специалистов, консультирующих тьюторов по вопросам, которые вызвали затруднения. В случае обнаружения сложной проблемы или проблемы, затрагивающей большинство участников проекта, проводятся обучающиеся семинары с участием специалистов республики и/или вебинары с участием приглашенных высококвалифицированных специалистов из городов Москва, Санкт-Петербург и др.

          Параллельно в рамках проекта планируется организация работы Школы родителей, в условиях которой участниками проекта будут проведены профессиональные пробы и апробирована модель клубной деятельности детей с ОВЗ и их родителей.

          Также в рамках проекта планируется создать Экспертную службу проекта, специалисты которой окажут помощь авторам тьюторских практик в подготовке описания практик и в прохождении всех этапов экспертизы.

Организационная модель реализации проекта предполагает использование разных форматов: тьюториалов, индивидуальных тьюторских часов, индивидуальных и групповых   консультаций, обучающих семинаров и вебинаров, профессиональных проб, публичное представление авторских практик, церемонии открытия и закрытия проекта, рабочие встречи соорганизаторов проекта, релаксационные сеансы для родителей, участников проекта.

             

Ожидаемые результаты проекта

  1. Наличие апробированной программы «Тьютор в инклюзии в условиях ФГОС».
  2. Группа тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ (70-85% от общего количества участников проекта).
  3. Группа тьюторов и педагогов сопровождающих детей с ОВЗ, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и представивших свои авторские практики на межрегиональном образовательном форуме «Тьюторство для особых детей» (50-70%) и/или прошедших федеральную экспертизу (5-7%);
  4. Группа тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, способных и готовых к обучению педагогов из других образовательных организаций (10-15%).
  5. Наличие стажировочных площадок (от 3-х до 7), готовых к организации повышения квалификации тьюторов и педагогов республики, желающих развивать тьюторские компетенции, в модели «Стажировка как самостоятельная форма повышения квалификации» на базе своих образовательных организаций (без выдачи документов и с выдачей удостоверений установленного образца при наличии лицензии на организацию образовательной деятельности).
  6. Пакет нормативно-правовых документов, учебно-методических материалов проекта и публикаций по вопросам индивидуализации и тьюторского сопровождения тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  7. Практика проведения межрегионального образовательного форума по вопросам развития индивидуализации и тьюторства в инклюзии.

Итоги реализации проекта планируется подвести на заключительном событии проекта, в дни проведения межрегионального тьюторского форума «Тьюторство для особых детей», который состоится в мае 2019 года. В программе форума планируется представление педагогических и тьюторских практик сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также – представление практик сопровождения детей, обладающих одаренностью или талантами в разных сферах деятельности. На форум планируется пригласить тьюторов и педагогов, работающих с особыми детьми, из разных российских регионов.

Центр развития тьюторских практик

кафедры педагогики и практической психологии

института образования

С июня 2018 года начинается третий практический и самый важный этап реализации республиканского проекта «Тьютор для особых детей», который реализуется с октября 2016 года на базе БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.

Основанием для разработки и реализации проекта послужил дефицит подготовленных специалистов в области тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы подготовки тьюторов и/или педагогов с тьюторскими компетенциями является ключевой идеей проекта, поэтому цель проекта: профессиональное развитие тьюторов и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного и интегрированного образования.

              На первых двух этапах была проведена серьезная подготовительная работа для реализации третьего этапа проекта.

На первом, подготовительном этапе (октябрь 2016 года – май 2017 года): разработана и экспертирована дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Тьютор в инклюзии в условиях ФГОС»; данная программа предлагает освоение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, имеющих разные типы нарушений; разработана модель профессионального развития педагогических работников,   работающих детей с ОВЗ и инвалидностью; разработана программа сопровождения тьюторов, специалистов сопровождения и педагогов, работающих детей с ОВЗ и инвалидностью, на этапе становления в должности «тьютор» и/или на этапе формирования тьюторских компетенций; сформирован состав опорных профессиональных площадок; сформирован пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность тьютора.

На втором, обучающем этапе (май 2017 года – май 2018 года) проведена курсовая подготовка тьюторов, специалистов сопровождения и педагогических работников образовательных организаций для реализации задач тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью с получением удостоверения установленного образца на 72 часа (июнь 2017 года - подготовлена - 24 человека, январь 2018 года – 23 человека; апрель 2018 года – 20 человек). Итого 67 человек; организована в рамках республиканского тьюторского бенчмаркинг-салона «Живая практика. Лучшее» работа тьюторской гостиной для тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ (31.11.17 -01.12.17); проведена серия обучающих семинаров (30.10.17; 07.02.18; 02.04.18, 27.04.18) на базе опорной профессиональной площадки БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья 3» Минобразования Чувашии и МАДОУ «Детский сад № 7 «созвездие» г.Чебоксары; сформирована группа участников проекта (3 тьютора-супервизора, 7 тьюторов, 14 педагогов, развивающих тьюторские компетенции).

Цель третьего этапа проекта: создание участниками проекта авторских практик тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью в проекте была разработана           Модель сопровождения профессионального развития тьюторов и/или педагогов, развивающих тьюторские компетенции, направленная на осуществление трех процессов. Первый процесс, решавший задачу освоения тьюторами, специалистами сопровождения и педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Тьютор в условиях инклюзивного и интегрированного образования» завершен. Проведены три курса и подготовлены 67 человек. 27 педагогов из них вошли в состав участников проекта. Участникам проекта предстоит на третьем практическом этапе реализации проекта подготовить и провести от 3 до 5 профессиональных проб, создать и описать свою авторскую практику, представив ее на межрегиональном образовательном форуме «Тьюторство для особых детей».

          Модель сопровождения профессионального развития тьюторов/педагогов на этапе его становления в должности «тьютор» и/или на этапе формирования тьюторских компетенций планируется осуществить каскадным методом. Механизм каскадного сопровождения тьюторов/педагогов предполагает следующее:

  • формирование группы тьюторов-супервизоров (3 человека);
  • формирование специальной группы - тьюторов в составе 5-7 человек, обеспечивающих сопровождение участников проекта;
  • формирование 5-7 микрогрупп педагогов из участников проекта (по 2-3 человека в группе), сопровождение которых обеспечивают тьюторы из числа специальной группы тьюторов.

       В рамках данной модели создается Ресурсная служба проекта, объединяющая специалистов, консультирующих тьюторов по вопросам, которые вызвали затруднения. В случае обнаружения сложной проблемы или проблемы, затрагивающей большинство участников проекта, проводятся обучающиеся семинары с участием специалистов республики и/или вебинары с участием приглашенных высококвалифицированных специалистов из городов Москва, Санкт-Петербург и др.     Параллельно в рамках проекта планируется организация работы Школы родителей, в условиях которой участниками проекта будут проведены профессиональные пробы и апробирована модель клубной деятельности детей с ОВЗ и их родителей. Также в рамках проекта планируется создать Экспертную службу проекта, специалисты которой окажут помощь авторам тьюторских практик в подготовке описания практик и в прохождении всех этапов экспертизы.

          Организационная модель реализации проекта предполагает использование разных форматов: тьюториалов, индивидуальных тьюторских часов, индивидуальных и групповых   консультаций, обучающих семинаров и вебинаров, профессиональных проб, публичное представление авторских практик, церемонии открытия и закрытия проекта, рабочие встречи соорганизаторов проекта, релаксационные сеансы для родителей, участников проекта. Более полное представление о проекте у вас сложится после того, как Вы познакомитесь с текстом проекта «Тьютор для особых детей».

Центр развития тьюторских практик

кафедры педагогики и практической психологии

института образования

Центр развития тьюторских практик кафедры педагогики и практической психологии института образования планирует регулярно представлять педагогическому сообществу республики информацию о работе педагогов тьюторских площадок.

Тьюторская стажировочная площадка МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Чебоксары действует с 2008 года, имеет 3 сертифицированные практики индивидуализации и тьюторства, 1 сертифицированную практику индивидуализации образования, 1 методическую разработку.

1 декабря 2017 года педагоги площадки принимали участников республиканского тьюторского бенчмаркинг-салона «Живая практика. Лучшее», целями которого являются выявление и представление лучших практик в области индивидуализации и тьюторства, а также организация стажировок на базе лучших тьюторских площадок, поэтому каждый раз бенчмаркинг-салон завершается подписанием договоров между образовательными организациями, которые заказывают услуги руководителям и педагогам образовательных организаций, на базе тьюторских площадок которых были представлены заинтересовавшие заказчиков практики.

Так по итогам бенчмаркинг-салона, который состоялся   31 ноября-1 декабря 2017 года, было подписано 5 договоров, один из которых был подписан между МАОУ «СОШ № 1» и МБОУ «СОШ п. Опытный» Цивильского района Чувашской республики. Стажировка состоялась 27 марта 2018 года.

О стажировке

27 марта 2018 года в МАОУ «СОШ №1» прошла стажировка для учителей МБОУ «СОШ п. Опытный». Тема «Использование тьюторских технологий в образовательном процессе». С 2008 года наша школа является стажировочной площадкой по апробации тьюторских технологий. Для обучения администрация школы п. Опытный заказала 3 тьюторские технологии: «Сопровождение познавательного интереса школьников средствами тьюторских технологий», «Тьюторский проект. Фестиваль проектов» и сопровождение индивидуальных образовательных потребностей детей в рамках «Французской мастерской». Со стороны СОШ №1 были предложены еще 2 темы: «Тьюторский дневник как инструмент работы тьютора» и «Навигационная карта в образовательном процессе». Обсуждение по первой теме вели заместитель директора по УВР Скворцова Татьяна Васильевна и педагог-психолог Степанова Валентина Николаевна. Они познакомили слушателей с технологией «Сопровождение познавательного интереса школьников средствами тьюторских технологий», рассказали об особенностях использования данной технологии, об этапах и способах работы педагога-тьютора с ребенком или группой детей. Скворцова Татьяна Васильевна поделилась опытом применения данных технологий в своем 3 «а» классе. Валентина Николаевна предложила поработать с вопросно-ответными техниками, которые так необходимы при сопровождении тьюторантов.

Филиппова Галина Геннадьевна заинтересовала гостей работой с «Навигационной картой».   По ее словам, практика показывает, что 99% процентов младших школьников плохо представляют себе, чему они учатся в школе. И более 90% родителей не имеют возможности увидеть это и смутно представляют себе конечный результат обучения в начальной школе. Но «Навигационная карта» меняет положение вещей. Навигационная карта – это развернутая информация о том, когда, где и в какой форме каждый обучающийся школы может реализовать свои индивидуальные образовательные потребности, успешно проявив себя в аудиторной (учебной) и во внеаудиторной (вне учебной) деятельности, осуществив деятельностные пробы в разных сферах образовательной деятельности (на уроке, на занятиях кружка, студии, участвуя в творческих конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, дистанционных состязаниях). При этом каждый обучающийся может успешно воспользоваться не только ресурсами школы, но и ресурсами муниципальной, республиканской, федеральной систем образования, а также, активно используя интернет, ресурсами мировой системы образования. Галина Геннадьевна уверена, что, пользуясь «Навигационной картой», каждый родитель сможет стать настоящим помощником и соратником для своего ребенка в таком увлекательном, но нелегком деле, как образование.                                           Зверева Татьяна Николаевна, зам директора по ВР, рассказала про тьюторский проект и про стартовавший в марте «Фестиваль проектов», в котором приняли участие ребята с 1 по 6 классы. Она объяснила, что Фестиваль детских проектов задумывался,   как образовательное событие, и что не всякий фестиваль может стать «событием» для ребят. Важно, что произойдет или будет происходить с ребенком в это время. Татьяна Николаевна сделала акцент на том, чем тьюторский проект отличается от обычного учебного проекта. Рассказала о важности и трудностях обеспечения тьюторского сопровождения школьников педагогами, а иногда и родителями.

После обеда участников семинара ждала интересная работа в творческой мастерской по теме «День Победы», которую проводили учителя начальных классов Жаркова Наталия Леонидовна и Янова Татьяна Борисовна. Была представлена технология «Французская мастерская». Данная технология является одной из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность участников мастерской (и детей, и взрослых) по построению собственных знаний и смыслов в рамках той или иной учебной или внеурочной деятельности.

            Гости приняли участие в работе мастерской, пройдя все этапы творческого процесса: объединение в группы, индуктор, ассоциации, деконструкция, самоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.

Жарковой Наталией Леонидовной и Яновой Татьяной Борисовной были созданы условия для самоактуализации и самореализации участников по теме, которую обозначили сами участники.

Педагоги-стажеранты пожелали школе творческих успехов, а также «оставаться одной из самых передовых инновационных школ»

Зверева Татьяна Николаевна,

зам. директора по воспитательной работе,

координатор тьюторской стажировочной площадки.