logo delf

Межрегиональная
тьюторская
ассоциация

Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь.

Координатор страницы Антропологических ресурсов

 Архипова Ирина Витальевна

Архипова Ирина Витальевна

arhipova.irina@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

Основное: Высшее: техническое; педагогическое (Новосибирский госпедуниверситет); психологическое (Новосибирский госуниверситет), аспирантура, докторантура.

Дополнительное образование:

  • Организационная психология (НГУ)
  • Бизнес-тренер (Международная школа бизнес-тренеров Ж.Завьяловой)
  • Коучинг ( Международный Эриксониановский Университет Коучинга, Канада)
  • MBA (Русская школа управления, г.Москва) ит.д
  • пройдено более 50 семинаров и курсов по различным направлениям психологии, в том числе и авторские курсы (Западные и Восточные школы), педагогике, управлению и др.

Место работы:

ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», директор Института рекламы и связей с общественностью. Кандидат психологических наук, профессор НГПУ, Заслуженный работник Высшего образования. Психолог-консультант, сертифицированный бизнес-тренер, сертифицированный коуч.

Опыт работы:
педагогический стаж -27 лет (работа в НГПУ), из них 15лет работы в должности заведующего кафедрой « Педагогики и психологии».
проведено более 80 обучающих семинаров и тренингов для учителей и других работников образования , а так же более 30 семинаров и тренингов для других категорий слушателей.
научный консультант нескольких школ

Профессиональные интересы:

Тема научных и профессиональных интересов:
способности человека: общие, специальные (профессиональные, педагогические), творческие; психология творческой активности личности. В рамках этих тем опубликовано более 50 научных работ.
современные теории и технологии познания и развития человека из разных наук и областей знаний.
педагогическая психология, интегративная психология, современные психотехнологии.

Люблю:
Читать, путешествовать, исследовать, учиться, размышлять, общаться с интересными людьми. И вообще – Жить Люблю!

Координатор страницы Антропологических ресурсов

 Архипова Ирина Витальевна

Архипова Ирина Витальевна

arhipova.irina@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

Основное: Высшее: техническое; педагогическое (Новосибирский госпедуниверситет); психологическое (Новосибирский госуниверситет), аспирантура, докторантура.

Дополнительное образование:

  • Организационная психология (НГУ)
  • Бизнес-тренер (Международная школа бизнес-тренеров Ж.Завьяловой)
  • Коучинг ( Международный Эриксониановский Университет Коучинга, Канада)
  • MBA (Русская школа управления, г.Москва) ит.д
  • пройдено более 50 семинаров и курсов по различным направлениям психологии, в том числе и авторские курсы (Западные и Восточные школы), педагогике, управлению и др.

Место работы:

ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», директор Института рекламы и связей с общественностью. Кандидат психологических наук, профессор НГПУ, Заслуженный работник Высшего образования. Психолог-консультант, сертифицированный бизнес-тренер, сертифицированный коуч.

Опыт работы:
педагогический стаж -27 лет (работа в НГПУ), из них 15лет работы в должности заведующего кафедрой « Педагогики и психологии».
проведено более 80 обучающих семинаров и тренингов для учителей и других работников образования , а так же более 30 семинаров и тренингов для других категорий слушателей.
научный консультант нескольких школ

Профессиональные интересы:

Тема научных и профессиональных интересов:
способности человека: общие, специальные (профессиональные, педагогические), творческие; психология творческой активности личности. В рамках этих тем опубликовано более 50 научных работ.
современные теории и технологии познания и развития человека из разных наук и областей знаний.
педагогическая психология, интегративная психология, современные психотехнологии.

Люблю:
Читать, путешествовать, исследовать, учиться, размышлять, общаться с интересными людьми. И вообще – Жить Люблю!

Координатор страницы Антропологических ресурсов

 Архипова Ирина Витальевна

Архипова Ирина Витальевна

arhipova.irina@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

Основное: Высшее: техническое; педагогическое (Новосибирский госпедуниверситет); психологическое (Новосибирский госуниверситет), аспирантура, докторантура.

Дополнительное образование:

  • Организационная психология (НГУ)
  • Бизнес-тренер (Международная школа бизнес-тренеров Ж.Завьяловой)
  • Коучинг ( Международный Эриксониановский Университет Коучинга, Канада)
  • MBA (Русская школа управления, г.Москва) ит.д
  • пройдено более 50 семинаров и курсов по различным направлениям психологии, в том числе и авторские курсы (Западные и Восточные школы), педагогике, управлению и др.

Место работы:

ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», директор Института рекламы и связей с общественностью. Кандидат психологических наук, профессор НГПУ, Заслуженный работник Высшего образования. Психолог-консультант, сертифицированный бизнес-тренер, сертифицированный коуч.

Опыт работы:
педагогический стаж -27 лет (работа в НГПУ), из них 15лет работы в должности заведующего кафедрой « Педагогики и психологии».
проведено более 80 обучающих семинаров и тренингов для учителей и других работников образования , а так же более 30 семинаров и тренингов для других категорий слушателей.
научный консультант нескольких школ

Профессиональные интересы:

Тема научных и профессиональных интересов:
способности человека: общие, специальные (профессиональные, педагогические), творческие; психология творческой активности личности. В рамках этих тем опубликовано более 50 научных работ.
современные теории и технологии познания и развития человека из разных наук и областей знаний.
педагогическая психология, интегративная психология, современные психотехнологии.

Люблю:
Читать, путешествовать, исследовать, учиться, размышлять, общаться с интересными людьми. И вообще – Жить Люблю!

Библиотека тьютера

Координатор страницы Антропологических ресурсов

 Архипова Ирина Витальевна

Архипова Ирина Витальевна

arhipova.irina@mail.ru

ПодробнееЗакрыть

Образование:

Основное: Высшее: техническое; педагогическое (Новосибирский госпедуниверситет); психологическое (Новосибирский госуниверситет), аспирантура, докторантура.

Дополнительное образование:

  • Организационная психология (НГУ)
  • Бизнес-тренер (Международная школа бизнес-тренеров Ж.Завьяловой)
  • Коучинг ( Международный Эриксониановский Университет Коучинга, Канада)
  • MBA (Русская школа управления, г.Москва) ит.д
  • пройдено более 50 семинаров и курсов по различным направлениям психологии, в том числе и авторские курсы (Западные и Восточные школы), педагогике, управлению и др.

Место работы:

ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», директор Института рекламы и связей с общественностью. Кандидат психологических наук, профессор НГПУ, Заслуженный работник Высшего образования. Психолог-консультант, сертифицированный бизнес-тренер, сертифицированный коуч.

Опыт работы:
педагогический стаж -27 лет (работа в НГПУ), из них 15лет работы в должности заведующего кафедрой « Педагогики и психологии».
проведено более 80 обучающих семинаров и тренингов для учителей и других работников образования , а так же более 30 семинаров и тренингов для других категорий слушателей.
научный консультант нескольких школ

Профессиональные интересы:

Тема научных и профессиональных интересов:
способности человека: общие, специальные (профессиональные, педагогические), творческие; психология творческой активности личности. В рамках этих тем опубликовано более 50 научных работ.
современные теории и технологии познания и развития человека из разных наук и областей знаний.
педагогическая психология, интегративная психология, современные психотехнологии.

Люблю:
Читать, путешествовать, исследовать, учиться, размышлять, общаться с интересными людьми. И вообще – Жить Люблю!

Архипова Ирина,

канд. психол.н., член МТА

Дорогие друзья! Коллеги!

 

Рада нашей с вами встрече в этом новом (для нашего сайта) «антропологическом пространстве» , которое, я надеюсь, мы будем наполнять и осмыслять совместно, создавая прежде всего пространство для собственного самопознания и развития.

«Забота о себе» , о своей собственной ресурсности является, по моему мнению, очень важным профессиональным качеством , которому почему-то мало уделяют внимания. Как-то само собой подразумевается, что все усилия педагога, тьютора, должны быть направлены на другого человека (тьюторанта, родителя и др.). А на самого себя? Предлагая другому помощь, нужно уметь реально оценивать - а хватит ли сил (знаний, энергии, времени, терпения и т.д.) у тебя самого, чтобы сделать это хорошо, профессионально? А если нет? А если понимаешь, что твои ресурсы на исходе? Что делать, как помочь самому себе (а через себя и другому)?

Именно в таких равноважных направлениях - на себя и на другого- предлагаю осуществлять движение нашего антропологического вектора, приняв за аксиому , то, что в тьюторском взаимодействии ВСЕ участники процесса – ГЛАВНЫЕ.

Исходя из этого, основным содержанием «антропологической страницы» нашего сайта будет всё то, что может помочь каждому из нас стать сильнее, мудрее, совершеннее, одним словом – ресурснее . Это будет разного рода информация прежде всего научного и научно-популярного характера из таких наук как философия, педагогика, психология, а также многие другие материалы из разных областей знаний, главная тема которых - человек.

Кроме того, я очень надеюсь, что будет еще один очень важный и ценный для всех нас источник информации – это вы, ваши знания, ваш опыт, ваше отношение, которыми вы захотите поделиться со всеми нами.

Тему нашей первой беседы я выбирала недолго. Вот почему:

Мне сомой захотелось как-то более четко определиться: а антропология – это вообще про что? Почему тьюторство – это именно антропопрактика? Не изучая антропологию как науку специально (как, думаю, и многие из вас), мне, теперь уже с тьюторской позиции, просто необходимо было задаться этими вопросами и искать на них ответы.

Начав свои «изыскания» с таких понятий как «педагогическая антропология» и «антропология образования», я поняла, что начала с середины пути и упустила какие-то важные моменты, без чего исчезает логика и целостность этого знания. Поэтому пришлось вернуться к истокам, начать, как и положено, «строить дом с фундамента».

Именно такими «фундаментными», базовыми знаниями я и хотела бы поделиться с вами сегодня (в очень сжатом виде), чтобы дальше мы могли находиться в одном смысловом поле, говорить на одном языке, и с этой «нулевой точки» начали движение в направлении нашего антропологического вектора.

В общем, предлагаю такой вот небольшой «ликбез» для тех, кому интересно.

Из истории вопроса:

Понятно, что человек как специфичное существо, особое явление всегда был интересен мыслителям. Изучение человека с целью познания его места и роли в мире природы, культуры и с целью самопознания началось в глубокой древности. При этом человек осмыслялся не только наукой, но и искусством, которые уточняли дополняли друг друга.

Достаточно долго выдающиеся мыслители –Конфуций, древние греки – рассматривали человека как один из элементов Космоса, общества, слитый с природой и богами.

Во второй половине 1-го тыс. до нашей эры произошел поворот к изучению человека «изнутри» - постижение его телесного, эмоционального, нравственного, социального, духовного бытия. Древние мыслители (Сократ, Аристотель, Платон, Протагор) заложили основу современного европейского человековедения. Они оставили нам идеи, которые питают наук до сих пор, хотя сами философы античности больше рассуждали о человеке, чем исследовали его.

В Средние века человек не рассматривался европейскими философами как самостоятельная ценность, а только в контексте его полного подчинения, полной зависимости от Бога.

В эпоху Возрождения произошел всплеск интереса к человеку, утверждение его физической красоты, права на удовлетворение своих потребностей, что выразилось не только в философских трактатах, но и произведениях искусства.

К эпохе Просвещения интенсивно накапливающееся научное знание, в том числе и о человеке, привело к разделению философии как единого знания на много частных наук (математику, физику и др.), однако специальной науки о человеке еще не было.

Появилось специальная наука о человеке лишь в конце 18 века благодаря И. Канту, который ввел понятие «антропология» (с греч.: антропо- человек, логос – знание) как обозначение особой области гуманитарного, прежде всего философского знания – философского человековедения , в котором всякое изучении должно осуществляться с позиции «человеческого измерения».

В середине 19 века понятие « антропология» приобрело другое – естественнонаучное – значение. Это произошло благодаря открытиям Ч. Дарвина в области изучения филогенеза (историческое развитие организмов) человека. Так термин «антропология» в своем специальном значении закрепился за учением о человеке как биологическом виде (Homo sapiens), включающем в себя изучение природного происхождения человека и рас, изменчивости строения тела человека во времени и территориально.

Таким образом, исторический путь развития знания о человеке , привел к тому, что появилось само понятие «антропология», которое с одной стороны интегрирует в себе знания о человеке, с другой распадается на два смысловых направления: оно наполнено как естественнонаучным так и гуманитарным смыслом.

Современный этапразвития антропологического знания сохраняет эту двойственность, которая в силу стремительного развития науки распадается на еще более специализированные, углубленные знания, называемые «отраслевыми» (региональными, акцентными) антропологиями.

Сегодня их существует целый ряд отраслевых антропологий, обозначим лишь самые значимые из них.

Начнем с «дарвинской» антропологии, которая в настоящее время стала лишь одной из частных человековедческих наук – физиологической/биолологической антропологией. Она продолжает изучать наш вид: исследует антропогинез, морфологию человека, изучает расы и др.

Философская антропология. Этот термин впервые был введен в конце 19 века О. Косманом для обозначения отдельной научной дисциплины, а в начале 20 века так стала называться конкретная философская концепция М.Шелера. Современная философская антропология представляет собой один из разделов философии – философии человека, и составляет научный фундамент современных исследований человека в любых аспектах.

Возможно, наиболее старинной, чрезвычайно актуализировавшейся в современном мире «отраслевой антропологией» является религиозная антропология, которая изучает происхождение и назначение человека в свете божественных истин и причин. Разные религиозные концепции издревле имеют свою философию, в связи с чем внутри религиозной антропологии сегодня существуют различные направления: христианская и православная антропология, антропософия и др.

Психологическая антропология – психологическое учение о человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях становления и развития субъективности, внутреннего мира человека в образовании, культуре, универсуме. Здесь также существуют различные теории и научные школы, которые выдвигают свое понимание психической природы человека, рассматривая его как индивида и биосоциальное существо.

Культурная антропология (культур-антропология)– целостное описание образа жизни конкретного сообщества людей в рамках определенной культуры.

Социальная антропология – описание ценностных ориентаций и поведенческого выбора людей в совокупности систем (типов) власти.

Педагогическая антропология - целостное и системное знание о человеке, воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения.

Список отраслевых (акцентных) антропологий может быть продолжен. Несомненно то, что все они – в той или иной части - входят в антропологию образования (куда включена и педагогическая антропология), в силу широты самого понятия образования:

Образование есть всеобщая культурно-историческая форма становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему не только быть, но и отстаивать свою собственную человечность.

Очевидно, что для формирования профессионального сознания, профессиональной компетентности педагога, тьютора, любого специалиста, работающего в сфере «человек – человек» важно иметь как интегрированное представление о человеке, так и ясное понимание отдельных аспектов человекознания, представленных в более узких его областях

( антропологиях).

Друзья мои, предлагаю на этом первое наше общение закончить , дабы не утомить вас. В следующих выпусках я хочу продолжить эту тему и подробнее остановиться на разделе «педагогическая антропология» и «антропология образования», которые представляют для нас особый интерес.

 

В заключении: Сегодня я постаралась обозначить основные разделы (отрасли) антропологии на «общей карте местности», чтобы дальше познавая, расширяя, наполняя её содержанием и смыслом, мы не заблудились в этом антропологическом пространстве и могли более четко определять свое место нахождения. Надеюсь, что для некоторых из вас это было полезно.

Оставить отзывы и комментарии:

Комментарии   

Кабурова  Любовь Ива
0 #1 Кабурова Любовь Ива 23.08.2017 18:00
Здравствуйте, Ирина Витальевна! Спасибо Вам за "краеугольные камни" вопроса о тьюторском сопровождении. Нам очень важно понять, в чём разница "педагогическая антропология" и " антропология образования"
Цитировать

Добавить отзыв


Защитный код
Обновить